Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« Ещё из Флоренции  | В начало |  Кривич »


130 лет назад

22.06.20 04:53

130 лет назад в эти дни ИФА -- в Италии, гуляет по Флоренции и часто пишет "душке"-жене о своём первом заграничном путешествии.

"Я чувствую, что стал сознательнее относиться к искусству, ценить то, что прежде не понимал. Но я не чувствую полноты жизни. В этой суете нет счастья. Как несчастный, осужденный всю жизнь искать голубого цветка, я, вероятно, нигде и никогда не найду того мгновенья, которому бы можно сказать: остановись — ты прекрасно»" (19.06).

"Что рассказать о моей теперешней жизни? Она богата не столько внешними, сколько внутренними впечатлениями. Я чувствую, что развиваюсь эстетически главным образом на чудных картинах, которых здесь масса" (22.06).

"Приятно, когда вглядишься в ряд картин одного художника настолько, что его миросозерцание станет ясно, поймешь его идеал, вкусы, цели, — его душу. Я исписал уже 4 книжки своими заметками и боюсь, что запружу ими весь чемодан" (22.06).

Как непохожи эти просторечные письма, с денежными и гастрономическими отчётами, на поздние, те, что зачастую переходят в лирические миниатюры, о которых он, похоже, знал, что их будут потом читать. А эти тексты -- очень живые, Анненский совсем рядом.

Комментарии:

Евгения Рогова:
В записях от 19.06 ИФА можно увидеть аллюзии на роман Новалиса "Генрих фон Офтердинген", в котором герой ищет цветок, привидевшийся ему во сне, символизирующий идеал. Интересно, читал ли ИФА Новалиса.

Выграненко:
Надо думать, что да. Фраза ИФА не случайна, и к ней А. И. Червяков дал соответствующее примечание в 1-м томе "Писем". Некоторым подтверждением является упоминание имени Новалиса в служебной рецензии 1909 г. (№ 200 в УКР IV, с. 271), где ИФА оценивает использование термина "романтизм". И хотя это единственный случай с Новалисом, но в целом романтизм был предметом его пристального внимания, как и его ведущие представители. Он никогда не упоминал имён вслепую.

Леонид Яницкий
"Как несчастный, осужденный всю жизнь искать голубого цветка, я, вероятно, нигде и никогда не найду того мгновенья, которому бы можно сказать: остановись — ты прекрасно" - вспомнилось:

Из заветного фиала
В эти песни пролита,
Но увы! не красота.
Только мука идеала.
Никто

Михаил Александрович Выграненко
То есть ИФА внутренне был в какой-то мере "Никто" уже в 1890 году. Или готовился им быть.

Леонид Яницкий
Да, здесь уже намечаются мотивы "Тихих песен". Ну и, конечно, аллюзия на Фауста:

"Когда воскликну я "Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!"
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!".

Михаил Александрович Выграненко Да, именно это место имел в виду Червяков в своём прим. 3 к письму от 19.06.

Евгения Рогова Спасибо, Михаил Александрович, за подробный и интересный комментарий! Это тема для отдельного исследования!

Михаил Александрович Выграненко
Может быть. Может быть, как часть размышлений на тему "Анненский и романтизм". Что-то об этом уже, наверно, написано, но почему бы не обдумать ещё раз. ИФА смолоду был глубокий идеалист и романтик. В поздние годы -- в облачении скепсиса и иронии (тоже очень интересных).

Леонид Яницкий Кажется, был доклад "Анненский и Гейне".




« Ещё из Флоренции  | В начало |  Кривич »


© М.А. Выграненко, 2013-2022
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS