Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« Обновление 20 сентября  | В начало |  15 сентября »


К стихотворению "Листы"

19.09.20 16:18

"Листы"

На белом небе всё тусклей
Златится горняя лампада,
И в доцветании аллей
Дрожат зигзаги листопада.

Кружатся нежные листы
И не хотят коснуться праха...
О, неужели это ты,
Всё то же наше чувство страха?

Иль над обманом бытия
Творца веленье не звучало,
И нет конца и нет начала
Тебе, тоскующее я?

Омри Ронен к этому стихотворению заметил: "Толчком для написания этих стихов была, кажется, акварель Мельери [Xavier Mellery] "Осень" [1890], изображающая падающие листья в виде женщин" ("_Я_ и _Не-я_ в поэтическом мире Анненского", 2006, по докладу на Анненских Чтениях -- 2005).

Вот эта акварель бельгийского художника (1845--1921). На ней нет листьев. Женщины -- вместо них. Не знаю, почему так решил О. Ронен. Эту связь обозначил только он. Сам текст стихотворения никак на это не указывает. Но интересно то, что серии своих акварелей Меллери назвал "Жизнь вещей" и "Душа вещей". Символ людей-листьев оказался плодотворным. Достаточно вспомнить анимацию Джеральда Скарфа к фильму А. Паркера "Стена" по одноимённому альбому PINK FLOYD.

   

Ещё о картинке и стихах.

Я нашёл другую датировку -- 1893. Более качественных изображений не увидел, поэтому в том, что это акварель, доверюсь О. Ронену. Как уже сказал, в композиции нет листьев; есть верхний остов дерева, есть что-то, похожее на дальний лес, и есть три женщины, по размерам не совместимые с листьями. Их парение скорее можно назвать свободным совместным танцем, хотя при некотором усилии фантазии он сопоставим с падающими листьями. Одежда женщин напоминает к тому же другую композицию Меллери, которая так и называется "Танец" (1888). Выражения лиц отсутствуют. Фон осенний, но он является сквозным и нейтральным для картин Меллери. И есть одна важная деталь: женщины летят, но за ними паутина, сеть, они внутри неё, и одна из них то ли пытается её разорвать, то ли цепляется за неё. Так что их свободное парение относительно и, может быть, не до конца желаемо. Задачу показать это в первую очередь, на мой взгляд, поставил себе художник, хотя нельзя исключать и идею людей-листьев.

В свою очередь у Анненского выявлена и изучена идея листов-листьев. А в стихотворении "Листы" обращает внимание чёткая граница, проходящая ровно посередине, после шестой строки, и после многоточия, любимого знака ИФА. До него -- описание осеннего пейзажа, в котором я особенно выделяю "зигзаги листопада". И если бы стихотворение этим кончилось, оно было бы не очень интересным. Но слово _прах_ предвещает границу, за которой ИФА переходит от наблюдения окружающего к наблюдению своих мыслей о важнейшем. И в результате две половины стихотворения становятся дивно неразрывными.





« Обновление 20 сентября  | В начало |  15 сентября »


© М.А. Выграненко, 2013-2021
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS