Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« 23 октября  | В начало |  Обновление 10 октября »


20 октября

20.10.21 09:58

В собрании открыты:

    Фрагменты статьи М. Л. Гаспарова «Поэтика "серебряного века"» (1993).
    Фрагменты книги О. А. Лекманова «Книга об акмеизме и другие работы» (2000); в дополнение к тем двум статьям об ИФА, что давно размещены в собрании.
    Фрагменты книги О. А. Лекманова «Осип Мандельштам: жизнь поэта» (2004).

О книгах Лекманова: в них много интересных наблюдений, иногда очень интересных. Но они бывают слишком прямолинейны. Вот пример.

Написано, что в стихотворении "Там" ("Тихие песни") Анненский изобразил бордель (с. 399), и приводятся строки: «Тварь единая, живая / Там тянула к брашну жало, / Там отрава огневая / В кубки медные бежала».

Мне никогда не приходило такое в голову, начиная с первого прочтения в 1979 г. Это стихотворение (первоначальное название -- "Ужин") можно считать парным к предшествующему -- "Трактир жизни". В них по четыре строфы, и размеры почти совпадают. Оба о неком месте, где бессмысленно и пагубно прожигается жизнь, и его посетителях. Возможно, это салон, клуб, вечеринка, притон, включая и обозначенный Лекмановым смысл. Сам ИФА его не называет. А зачем? Это второстепенная деталь. В первом стихотворении "белеющая Психея", "фикусы торчат", во втором -- "Эрот бескрылый", "искусственные азалии". Непременные составляющие принимающих интерьеров. "Отрава огневая" вторит "мути вина"... "Тварь единая" -- может быть, муха? То есть на то, что это именно бордель, нет ни намека.

Пользуясь словами ИФА "Надо  немножко все-таки дерзать", дерзну и я. В отношении книги проф. Лекманова "Осип Мандельштам: Жизнь поэта", выдержавшей уже три издания.Точнее -- в отношении двух мест, всего лишь.

Одно из них -- это характеристика стихов Анненского в стихотворении "Шарики детские": "нарочито инфантильная манера". Это неудачно, на мой взгляд и вряд ли верно.

Второе посерьезнее: "Весьма значительным кажется то обстоятельство, что с вырванным из «Аполлона» листком, где было напечатано стихотворение Анненского «Петербург», Мандельштам не расставался в течение всей своей  жизни". Откуда это,  на основании чего? Стихотворение "Петербург" -- знаковое, рассмотренное и описанное множество раз. Но такого факта, даже двух,  я о нем не знаю. Ссылки в тексте нет, хотя вообще их в книге много, в том числе и рядом.

К сожалению, не могу дать страницы; "держал в руках" цифровую копию,  где они не указаны.




« 23 октября  | В начало |  Обновление 10 октября »


© М.А. Выграненко, 2013-2022
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS