Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« К 150-летию Куприна  | В начало |  Обновление 3 сентября »


6 сентября

06.09.20 15:43

В своё время, когда в собрании открывался перевод "Ипполита", я искал "чёрное солнце" в трагедии и сопр. статье, о котором вспоминала Над. Як-на как о видЕнии Федры, воспринятом Мандельштамом. Не нашёл. Хотя Вяч. Вс. Иванов написал о нём, как об очевидном образе. Но вот я прочитал статью В. Н. Топорова и Т. В. Цивьян "Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама (Об одном подтексте акмеизма)" и увидел другой источник образа у Мандельштама -- это "черное солнце меланхолии" Ж. де Нерваля. В свою очередь Нерваль прежде всего ориентировался на знаменитую гравюру А. Дюрера "Меланхолия". Но Нерваля открывал акмеистам, и Мандельштаму в том числе, опять же Анненский своей незаконченной статьёй "Что такое поэзия?", опубликованной после его смерти и воспринятой как завещание, что отмечено теми же исследователями. Анненский упоминал о Нервале и в статье "Генрих Гейне и мы", и приводил в пример современным поэтам в статье "О современном лиризме", в чём был удивительно одинок в первом десятилетии ХХ века. Кстати, в начале статьи "Что такое поэзия?" Анненский упоминает роман К. Моклера "Солнце мертвых", что также наверняка не ушло от внимания Мандельштама.

Может быть, в памяти Н. Я. Мандельштам смешались Федра и "чёрное солнце", а "одна из статей Анненского" у неё и есть "Что такое поэзия?". 




« К 150-летию Куприна  | В начало |  Обновление 3 сентября »


© М.А. Выграненко, 2013-2021
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS