Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« "Киклоп", 4: Анненский и моржи  | В начало |  "Киклоп", 2 »


"Киклоп", 3

25.12.18 06:23


В Предисловии к своему предполагаемому трёхтомнику Анненский написал: "Статьи к отдельным пьесам, кроме комментария психологического и эстетического, касаются литературных влияний Еврипида, а также отношения его поэзии к живописи."

И действительно, ни в одной сопроводительной статье Анненский не обходится без обращений к изобразительному творчеству. Какая изящная фраза в послесловии к "Киклопу": "...сатир-любовник рано становится в искусстве молодым и безбородым, причем его мужественная и неутомимая природа, всегда готовая к наслаждениям, заставляет нас забывать о грубых чертах лица, в которых даже искусство не могло сгладить желаний зверя, а мохнатая кожа тела мало-помалу сглаживается в мраморе и бронзе статуи..."

Вкратце Анненский пишет о "бронзовом сатире из Виллы Альбани" и "знаменитом мюнхенском "Фавне"". Изображения этих ваяний и информацию о них можно увидеть в Интернете, и, глядя на второе, понятно почему оно знаменито -- и в римскую его бытность, и во время Анненского, и даже сейчас. Надо только иметь в виду, что скульптура из мюнхенского музея в значительной мере восстановлена.



Интереснейшим является прямо-таки художественное описание Анненского краснофигурной вазы с Иридой и сатирами. С подробностями и деталями. А ведь это сцена насилия!

"И в легендах, и в картинах сатиры имели хотя не всегда добродетельных и бескорыстных, но очень часто сильных и красивых соперников. На одной краснофигурной вазе эпохи конца V-го века знаменитый мастер Бриг выразительно передал следующую сцену: посреди вакхический алтарь, увитый плющом, по бокам его, ложки, чтобы снимать жир и кровь. Около алтаря посланница богов Ирида; у Ириды сильные крылья и богатый складками высоко подпоясанный хитон, сквозь который просвечивает грудь, на голове чепец; в правой руке Ирида держит жезл, а в левой свиток. Около Ириды три гениально изображенных сатира (силена): они крепкого сложения, совершенно наги, итифалличны и с конскими хвостами; головы их увиты плющом, бороды длинны, остроконечные уши сильно выдаются, а носы приплюснуты. Средний из них (Ἔχϖν — держи крепче!) вскочил на алтарь и схватил Ириду за правую руку повыше локтя, а другой рукой за одежду, чтобы не дать ей подняться на воздух; второй сатир (Λῆψις — Скоро получишь) удерживает руку богини со свитком, третий (Δρόμις — Бегом!) подоспевает к добыче запыхавшись и большими прыжками; на картине он открыл рот! — это показывает крик торжества. А издали между тем показывается Дионис, которого сатиры считали далеко. Он тоже с длинной бородой, в плюще, но со скипетром и винной кружкой, а плащ у него поверх талара, роскошно заткан. Живописец превосходно изобразил удивительную позу бога, в которой таится властная угроза."
С. 605-606.



Похоже, он имел доступ к изображению; в статье ИФА делает сноску на источник, но указывает, что в нём только ссылка.  Я нашёл в Сети чёрно-белую картинку этой вазы в книге: Тахо--Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989 (Рис. 128 "Ирида и сатиры". Фрагмент росписи килика Мастера Брига. Ок. 490 г. до н. э. Лондон. Британский музей (с. 297)).




« "Киклоп", 4: Анненский и моржи  | В начало |  "Киклоп", 2 »


© М.А. Выграненко, 2013-2022
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS