Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« "Любите Вы Шарля Кро?.."  | В начало |  Страницы Книг отражений »


Неясный портрет

16.11.18 05:20
Ещё одно проявление этого портрета: http://rus-gal.ru/works/portret-poeta-innokentiya-fedorovicha-annenskogo-vo-dvore-ego-doma-v-sofii-v-tsarskom-sele/?fbclid=IwAR3AvsIQHUDZnqEzqrkhsc23xUmr67hBUBYTtUcWvH-uf7Wpyk8BCsxC_1I
Кто бы взялся прояснить.

Мои сомнения и вопросы:

1. Портрет опубликован С. Экштутом на 4-й стороне обложки книги "Красные когти судьбы". В ней было сказано, что он находится в частном собрании. Почему так, сзади? Ведь находка ещё одного портрета ИФА -- это же очень значимое событие, если не сенсация.
2. Портрет выставлен на продажу в антикварном магазине, но, как я понял, его не купили, и он возвращён владельцу, а изображение отправлено "в архив" магазина. Почему им не заинтересовались ни музеи, ни архивы, ни частные лица по той же причине, что названа в п. 1?
3. Есть ли на портрете атрибуция, название? Откуда известно, что год написания 1909 и автор С.С. Егорнов? Вообще есть ли мнение специалистов-искусствоведов о существовании этого портрета?
4. Название явно дано не автором. В 1909 г. единицы знали Анненского как поэта, и я думаю, что он сам бы не стал так себя позиционировать. Кроме того -- "его дом"... и вообще такое длинное топографическое указание места.
5. Подтверждено 2 сюжета с живописными портретами ИФА. Это существующая картина А. Н. Курбатова и начатый, но ненаписанный А. Я. Головиным коллективный портрет редакции журнала "Аполлон". Поскольку это в те времена событие, выходящее за рамки обычной жизни и деятельности, то оно не могло пройти мимо переписки или воспоминаний. Как так получилось, что ещё один портрет оказался совершенно не названным никем?
6. Прибавляю к предыдущему ещё одно соображение. Известно, что Анненский в 1909 году испытывал заметные финансовые трудности и был очень ограничен во времени (т. е. сильно загружен и делами службы, и делами преподавания, и творчеством). Мог ли он позволить себе такой заказ, имея уже к тому же неудачный опыт?
7. Портрет маленький -- 32 на 24 см. Как-то не вяжется с ним такая мощная, сугубо под старину, рамка. Кстати, на ней видны чёрточки и царапины, а на изображении всё так гладко, как на иллюстрации.

Теперь о человеке, изображённом на портрете.

8. Можно ли представить себе Анненского в такой позе для будущего портрета, зная о его отношении к своим внешним проявлениям? Чтобы центром взгляда были расставленные ноги и выпяченный живот с расстёгнутым сюртуком? А голова и глаза были бы как-то -- потом? Это фотография может отобразить неудачный момент, но портрет готовится, продумывается, в том числе и тем, кого пишут.
9. Анненскому было 53-54 года, он был седоват, но не совершенно бел. На существующем портрете А. Н. Курбатова это можно увидеть, хотя вполне вероятно, что волосы на голове он подкрашивал чёрным цветом. Это хорошо видно в сравнении с бородой, которая даёт возможность вспомнить о "блондине" из воспоминаний его ранних учеников. Подкрашивание напрашивается и по ещё одному реальному изображению -- наброску А. Н. Бенуа, который к тому же датирован 5 августа. Кроме того, стоит вспомнить место в статье-некрологе Ф. Ф. Зелинского о лице покойного Анненского, "окаймленного черными, молодыми волосами".
10. Рисунок А. Н. Бенуа задаёт и ещё один вопрос к портрету: Анненский не был так безволос в последний год своей жизни. Непослушные пряди чуба не могли исчезнуть. Это подтверждает и непарадная фотография 1906 года с выпускниками гимназии (как и разницу в цвете волос на голове и бороды).




« "Любите Вы Шарля Кро?.."  | В начало |  Страницы Книг отражений »


© М.А. Выграненко, 2013-2019
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS