Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« 20 февраля  | В начало |  3 февраля »


Обновление 20 февраля

20.02.21 08:21

Обновление собрания.

Открыта статья В. Е. Гитина ""Магдалина" Иннокентия Анненского" (послесловие к публикации поэмы).
Открыт автореферат КД Э. В. Бабарыковой Ключевые концепты поэзии И. Анненского. (2007) PDF 1,2 MB
Открыта статья Э. В. Бабарыковой ""Душа" как компонент концепта "я" в лирике И. Анненского" (2007). PDF

= = = = =

Обращаю особенное внимание на первопубликацию раннего цикла Анненского "Канцоны на посещение Эрмитажа" в статье В. Е. Гитина к поэме "Магдалина". Это "трилистник": "На любимую мадонну (Мадонна Murillo, IV)"; "На одну картину"; "На картину Мурильо «Святое семейство»".

Владимир Евсеевич даёт справку об автографах стихотворений и указывает, что источник первого -- "любимая картина — «Вознесение» Мурильо". Так же исследователь обращается к собственному комментарию Анненского к циклу в поздней автобиографии, написанной для собрания Ф. Ф. Фидлера: "бредил религиозным жанром Мурильо, который и старался "оформлять словами"". Правда, тактично не приводит итоговую авторскую оценку: "Черт знает что!"

Чтобы понять, чем восхищался молодой ИФА в изобразительном искусстве, я заинтересовался источником -- картинами великого испанца Бартоломе Эстебана Мурильо в собрании Эрмитажа. Вообще их там, наверное, целый зал, но я выбрал те, что написаны на популярнейшие сюжеты "непорочного зачатия" и "святого семейства". Я не ошибся: на сайте Эрмитажа именно "Непорочным зачатием" названо то, что Гитин называет "Вознесением" (также очень популярным сюжетом). Мурильо был специалистом таких картин и написал их (сам и его мастерская) целый ряд; две из них находятся в Эрмитаже. В названиях они отличаются по исходной коллекции: "Непорочное зачатие (Уолпола)" и "Непорочное зачатие (Эскилаче)". Картины же Мурильо с названием "Вознесение" в Эрмитаже не обозначено. Даже мне, очень поверхностно знакомому с религиозными темами, понятно, что это совершенно разные временные сюжеты: "непорочное зачатие" должно происходить с молодой женщиной, а посмертное "вознесение" -- с богоматерью, уже оплакавшей взрослого Христа. Тут какая-то путаница (которую можно встретить в Интернете) из-за особенностей изображения Мурильо; дело в том, что обычной практикой было использовать символы "вознесения" для изображения "непорочного зачатия". Думается, что во времена Мурильо (и не только) вызывало затруднение изображение "непорочного зачатия" (уж не говоря про понимание процесса). Вот эти картины, к которым я добавляю вариант с названием "Мадонна Иммакулата", хранящийся в музее Прадо (Мадрид):

    
На всех трёх изображены молодые женщины, прямо-таки юницы, так что о "вознесении" трудно говорить. Но я пытаюсь рассуждать логично, а это неприменимо к религиозному чуду. И, похоже, что Анненский в первой "канцоне", судя по тексту, имел в виду всё-таки "вознесение" ("Ты сына милого увидишь в небесах"). И в рамках чуда понятны его слова: "Ты -- дева прежняя..." Но какую же из двух картин, двух "мадонн" описал как "любимую" Анненский? Я думаю, что первую, из собрания Уолпола. Опять же -- исходя из его стихов. Тут мог бы помочь подзаголовок "канцоны"; видимо, не всегда название картины было таким, как сейчас.

Замечу, что в Эрмитаже есть картина Мурильо, с сюжетом, очень близким "непорочному зачатию", -- "Благовещение". В ней как раз и показано художником, "как это будет" с Марией, по сообщению архангела Гавриила.


Во второй "канцоне" Анненского "На одну картину" есть ключи для опознания соответствующего источника:

Взор твой блуждает в безбрежной сияющей дали;
Радость и мир увивают младое чело. 

Будет пора, и твой сын, что с крестом пред тобою
Тихо играет...

Однако выбрать картину в собрании непросто. Я склоняюсь к одному из двух имеющихся "Поклонений пастухов":



И наконец -- "На картину Мурильо «Святое семейство»". Картина с таким названием в Эрмитаже есть, но она не подходит к поэтическому описанию Анненского. Прежде всего, на ней младенец Христос не спит. На мой взгляд, это "Отдых святого семейства на пути в Египет".



Цикл Анненского, при всём несовершенстве, зафиксированном самим автором, важен тем, что открывает большую тему изобразительного искусства в его творчестве. Она проявляется до самых его последних дней, но к сожалению, ещё далека от совершенной изученности.




« 20 февраля  | В начало |  3 февраля »


© М.А. Выграненко, 2013-2021
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS