Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



« 210 лет Гоголю  | В начало |  Розанов »


Обновление 25 марта

25.03.19 05:07
Открыта рецензия 1903 года на издание Ф. И. Булгакова "Знаменитые художники XIX века" (1897) в 4-х выпусках; УКР II, № 109. PDF. Эта рецензия выделяется из массы других темой художественного творчества, которая, наряду с темой музыки, сильно увлекала ИФА. И потому он заметно вышел за рамки обычной служебно-педагогической сухости и педантизма.

Все четыре художника, которым отведены выпуски издания, были старшими современниками ИФА. Двое из них даже прожили дольше него. Первый выпуск -- о голландце Лоуренсе Альма-Тадема. Художник особенно интересовал Анненского, "не только благодаря профессиональному совершенству, но и как отличный знаток античного мира и древнего востока". Отсюда и повышенное внимание к технологическому качеству выпуска. Мы знаем вариант первых двух строк стихотворения "Мелодия для арфы" о хризантеме:

Мечта моей тоскующей любви,
Соперница волшебных роз Тадема...

Но прежде всего нам памятны строки письма-эссе к А. В. Бородиной от 25 июня 1906 г.:

"Я видел днём розу, уже полную тяжёлых слёз, но ещё махровую и обещающую... Но едва я коснулся до её ветки, как вместе со слезами посыпались и лепестки... Так и с моей невысказанной поэзией, с моими все ещё золотыми снами — Альма Тадема не соберёт их росистых лепестков на мраморе своего полотна — их завтра выметет эбермановский дворник..."

А. И. Червяков отметил, что Анненский подразумевает картину «Розы Гелиогабала» (1888). Скорее всего, так и есть, хотя розы украшают  и другие полотна художника.


Анненский отмечает "крайне малое знакомство русской публики с картинами Альмы Тадемы". Думаю, что и сегодня это имя несправедливо мало распространено.

Персона второго выпуска -- немец Людвиг Кнаус, "один из симпатичнейших художников 19-го века". Дальше ИФА пишет о его широкой известности в России в начале прошлого века. Я же (и наверное не только я), к сожалению, не слышал о нём и не видел раньше его творчества. С удовольствием открыл для себя это имя, рассматривая множество его картин в Интернете. Анненский пишет об "удивительной (по экспрессии) картине" "Я могу подождать" и указывает, что она находится в Третьяковской галерее. Эта картина была издана тогда на фотооткрытках, которые нередко предлагаются сегодня на Интернет-аукционах. А вот современного цветного изображения я не нашёл, что наводит на мысль: находится ли картина в Третьяковке до сих пор?  Анненский обращается к этой картине и в письме к В. К. Ернштедту от 30 сентября 1901 г., сетуя на задержку публикации своего «Ипполита»: "Ждать 4 месяца мне грустно, но да послужит мне утешением название знаменитой картины Кнауса Ich kann warten!”.

"Менее известен у нас Кнаус последних лет с его интереснейшими мифологическими идиллиями" -- эта сторона творчества всегда особенно примечательна для ИФА. Я нашёл только одну картину Кнауса такого рода -- "Проба сил". Жанровое мастерство художника и здесь, действительно, очень привлекательно.





Ещё два выпуска посвящены немецкому художнику Адольфу фон Менцелю и французскому художнику Жану-Луи Мейсонье. О первом ИФА пишет, что его картина «Новейшие циклопы» "дает некоторое представление об удивительной жизненности <...> и необыкновенно развитом чувстве действительности". Не знаю, почему "циклопы" и где они на картине; по-моему, так это "Металлургический цех". У второго ИФА называет, например, картину "Философ".








« 210 лет Гоголю  | В начало |  Розанов »


© М.А. Выграненко, 2013-2022
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS