Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

Анненская хроника



6 сентября
06.09.20 | 15:43

В своё время, когда в собрании открывался перевод "Ипполита", я искал "чёрное солнце" в трагедии и сопр. статье, о котором вспоминала Над. Як-на как о видЕнии Федры, воспринятом Мандельштамом. Не нашёл. Хотя Вяч. Вс. Иванов написал о нём, как об очевидном образе. Но вот я прочитал статью В. Н. Топорова и Т. В. Цивьян "Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама (Об одном подтексте акмеизма)" и увидел другой источник образа у Мандельштама -- это "черное солнце меланхолии" Ж. де Нерваля. В свою очередь Нерваль прежде всего ориентировался на знаменитую гравюру А. Дюрера "Меланхолия". Но Нерваля открывал акмеистам, и Мандельштаму в том числе, опять же Анненский своей незаконченной статьёй "Что такое поэзия?", опубликованной после его смерти и воспринятой как завещание, что отмечено теми же исследователями. Анненский упоминал о Нервале и в статье "Генрих Гейне и мы", и приводил в пример современным поэтам в статье "О современном лиризме", в чём был удивительно одинок в первом десятилетии ХХ века. Кстати, в начале статьи "Что такое поэзия?" Анненский упоминает роман К. Моклера "Солнце мертвых", что также наверняка не ушло от внимания Мандельштама.

Может быть, в памяти Н. Я. Мандельштам смешались Федра и "чёрное солнце", а "одна из статей Анненского" у неё и есть "Что такое поэзия?". 



Обновление 3 сентября
03.09.20 | 15:53

Замечательный подарок сделала собранию ко дню рождения ИФА Татьяна Николаевна Бурдина (Кострома) -- прислала PDF-копию своей монографии "Философско-эстетические воззрения Иннокентия Анненского" (2005). В её основе кандидатская диссертация по философии, защищённая в 2002 г.

Открываю. Понятно, что автореферат ещё можно найти в библиотеках, а книгу -- затруднительно. Я прочёл её с большим интересом; назову хотя бы такие разделы как "Анненский и христианство", "Анненский о социальной борьбе и роли насилия в истории". Вообще системное выявление связи ИФА с социально-политическими темами -- это необычно и, думаю, далеко не закончено. Особенно привлекательно, что Анненский позиционируется в книге и как поэт, и как мыслитель. В качестве мыслителя Анненский связывается с учением И. Г. Фихте, а также с именами Ф. Шлегеля, Вл. Соловьева. У самого ИФА я видел о Фихте только упоминание в "Черновых заметках о Гоголе, Достоевском, Толстом". При этом надо заметить, что об опоре Анненского на наследие иенских романтиков писала Н. Т. Ашимбаева в предисловии к публикации черновых заметок ИФА (1981).

Один штрих (в современной литературе об Анненском такое редко встречается): "Разбор Анненским концепции «благословенного труда» в творчестве Л.Н. Толстого заставляет думать и спорить с критиком. Думать – и в какой-то мере соглашаться, потому что на первый взгляд доводы его кажутся убедительными; думать и спорить – потому что взгляды его в целом в основе своей не верны."

Вообще мне представляется, что это только один из первых подступов к будущему труду об эстетике Анненского и философии в его творчестве. Может, двух отдельных трудов. Написать их -- дело жизни.



2 сентября
02.09.20 | 15:59

Странную ситуацию описала Татьяна Юрьевна Бровкина, побывав вчера (новость 1-го сентября), уже как обычно, у могилы ИФА на Казанском кладбище.

Комментарий:

Г. Петрова: Да, странно. Дай-то Бог, чтобы все разъяснилось. Если не благополучно - надо действовать. Татьяна Юрьевна - любая необходимая поддержка, пишите, звоните!



1 сентября
01.09.20 | 16:02

К сожалению, торжественного собрания 8 сентября не будет, по сообщению заведующей Музеем Николаевской гимназии Т. Ю. Бровкиной. Не разрешили собираться. Но праздник всегда с нами! С теми, кто давно собрался и организовался, так или иначе. Ведь проникать в мир ИФА -- это и есть праздник. Так что празднуем всё равно.
Даже можно посмотреть на меня (в кои-то веки или вообще), видео-приветствующего всех заинтересованных на сайте Музея.



165
20.08.20 | 06:20

20 августа / 1 сентября — 165 лет со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского.

"Как хорошо!.. А ты, жизнь, иди! Я не боюсь тебя, уходящей, и не считаю твоих минут. Да ты и не можешь уйти от меня, потому что ты ведь это я, и никто больше — это-то уж наверно..."





Техническое обновление
17.08.20 | 08:22

Пришло время открыть полную pdf-копию сборника материалов конференции 2005 г., вып. в 2009 г. В связи с этим удалено большинство отдельных копий статей. Некоторые страницы, особенно знАчимые и несущие доп. информацию, я оставил. Они к тому же ещё дороги тем, что были одними из первых в собрании (т. е. сделаны в конце 2005 г.).

Возможны сбои в ссылках. Сигналам о замеченных ошибках буду благодарен (как всегда).



Читая лекции по античной драме
12.08.20 | 08:21

"...ещё смешнее, когда в нашем Мариинском театре ставят алтарь Дионису, который был пережитком даже в греческом <театре> 2300 лет тому назад."

Интересно, какой спектакль имел в виду ИФА, готовясь к лекциям по античной драме на курсах Раева в 1908 г.?



Обновление 10 августа
10.08.20 | 08:16

1) Обновление открывает статья Е. Е. Анисимовой (Красноярск) ""Мистицизм" и "черный синодик" русской литературы: В. А. Жуковский в критике И. Ф. Анненского". PDF

Кроме прочего, она особенно интересна в связи с недавним выявлением имени Жуковского по отношению к переводу 17-й песни Вакхилида.
Статья размещается с разрешения автора.

2) Т. Н. Бурдина, "Образ Софии в эстетических концепциях Вл. Соловьева и Иннокентия Анненского". С разрешения автора. PDF

3) Л. Ю. Парамонова, "Мучительная жажда красоты и амбивалентность цвета в книге И. Анненского "Кипарисовый ларец"". PDF



"Мы знали наизусть его стихи"
06.08.20 | 13:30

31 июля / 13 августа -- 120-летие со дня смерти Владимира Сергеевича Соловьёва.

Хорошо известен яркий фрагмент 1-й части статьи "О современном лиризме" с характеристикой творчества В. С. Соловьёва в соединении с важными понятиями для ИФА -- пародия, символ, эмблема, символизм и декадентство.

Не удержусь от цитирования вслед за ним знаменитых строчек религиозного мыслителя и подвижника (!):

Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила,
В могиле — тьма.

"Так некогда Аристофан карикатурил Еврипида..."



О шашках
01.08.20 | 19:08

"Ифигения -- жертва", ст. 193:

Там двух Аяксов славных,
Над доскою склоненных,
Видела жадно следивших я
Ходы мудреные...
Был Паламед при них --
Навплия мудрый сын.

Это шашки. Первое упоминание. Паламед их и придумал там, чтобы коротать сиденье. А вот кто с кем играл -- неясно. В переводе Анненский пропустил присутствовавшего Протесилая, который пока ещё был Иолаем. А ведь это будущий его герой.





© М.А. Выграненко, 2013-2019
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS