Мир Иннокентия Анненскогоплюс


Рейтинг@Mail.ru


Открытое цифровое собрание
"Мир Иннокентия Анненского"


 

О лубке про кота


28.10.2019

Размышляя над недавно открытой статьёй Н. В. Дзуцевой о поэтическом слове в представлении ИФА и обратившись к его статье "А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии" (1898), я остановился на этом месте:

"Если наша неслужилая сатира (вроде знаменитой "небылицы в лицах, как мыши кота погребали") давно обрела свой вечный приют в ларях букинистов и музеях, то служилая и не думала умирать. Кантемир, Фонвизин и Капнист отнюдь не более, конечно, могут называться ее представителями, чем Грибоедов, чем певец "Филантропа" и "Размышлений у парадного подъезда" или автор "Губернских очерков" и "Современной идиллии"."

Тут слово "служилая" по отношению к перечисленным мастерам не должно пугать, принимая во внимание определения, которые в этой же статье даёт Анненский. Но меня заинтересовала "неслужилая сатира", которую мы знаем как лубок, и именно упомянутый им пример. Эта картинка с подписями про кота и мышей (что-то вроде современного комикса) хорошо знакома и иногда попадается в печати (например, Неизвестная Сибирь. 2010. № 4). И не только в печати -- есть два мультфильма советского времени ("Как мыши кота хоронили" (1969), "Кот и компания" (1990)). Они  доступны в Интернете, оба не совсем детские. Так что с "вечным приютом" Анненский поспешил. Но думаю, что ему была известна замечательная сказка В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили», который, конечно, тоже отталкивался от русского лубка (хотя были и иноземные варианты этого сюжета), оставив только сказку.



Но Анненский говорит о сатире. Значит, он владел историей "вопроса". Дело в том, что в исходном лубке – изображение похорон Петра I, а в народе бытовало отношение к великому императору и к его реформам далеко не восторженное. На это намекают подписи лубка. Объяснил лубок удивительный человек, юрист и искусствовед, Дмитрий Александрович Ровинский, выпустивший в 1881 г. монументальный 9-томный труд «Русские народные картинки», до сих пор остающийся непревзойдённым образцом в этой области. (Вообще объём и значение собранного и изданного Ровинским поражают – были такие люди!). Ровинский рассмотрел разные варианты лубка  и подписей. Вот мышиный духовой оркестр: в России на похоронах такое появилось при Петре I, в том числе и на его похоронах; европейское новшество было, как сейчас говорят, шоком для населения и отразилось в творчестве. На одном из вариантов лубка изображена мышь с трубкой, одна белая в окружении серых, сидящая верхом на другой мыши, везущей бочонок с вином. А рядом: «Мышка тянет табачишка». Это о курении, которое также разрешено при Петре I (до этого указами предшественниками было запрещено и наказываемо). Как и государственная торговля спиртным. Более позднее издание 1900-1901 гг. можно посмотреть в "Президентской библиотеке", https://www.prlib.ru/item/363004 (качество сканов плохое, наполовину нечитаемое)*.

* Вот оцифрованные "Русские народные картинки": https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=3266. 

Это книжное чудо Анненский, конечно, знал. Ещё 17 января 1896 г. в письме к А. Ф. Кони он пишет о Ровинском, отзываясь на присланную ему адресатом некрологическую статью: "А между тем мимоходом бросается свет и на очень любопытные явления общего характера: как, например, уживается в личности кабинетный труд с так называемой практической деятельностью? Мне кажется даже, что для меня теперь выясняется и любовь Ровинского к карикатуре...". То есть к лубку. Упомянул Анненский ""известную книгу Ровинского" и в одном из своих докладов в УК 8 ноября 1899 г. (УКР 1, № 29. С. 179), причём, с конкретным указанием изображения.

Так вот о чём я подумал: не идёт ли отсюда нить к стихотворению "Петербург", где ирония и в адрес Петра -- "Уж на что был он грозен и смел", и в адрес "нас", да без "сказки" --

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.


© М.А. Выграненко, 2013-2022
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS